В
январе 1838 года Лермонтов возвращается в Петербург. Три с половиной
года жизни в столице — 1838 - 1840 и часть 1841 года были годами его
литературной славы. На Лермонтова смотрят теперь как на поэтического наследника
и защитника имени Пушкина. В 1837 году увидела свет «Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Лермонтов создает
эпическую поэму по фольклорным образцам, стремясь передать не сколько формы,
сколько дух народной поэзии и национальный характер. Калашников — «невольник
чести» ХVI века, движимый народными представлениями о чести, законе и обычае,
которыми не может поступиться и перед лицом смерти. Страдание для Лермонтова
есть мера внутренней ценности личности, оно играет очищающую, искупительную
роль: Эта идея прослеживается в поздних редакциях «Демона». Начав работу над
поэмой в 1829 году, поэт в 1829—1831 годах пишет четыре редакции ее, в
1833—1834 годах — пятую, а в 1838 — шестую.
В шестой редакции Лермонтов нашел
окончательное место действия — Кавказ, сюжет оказался погруженным в атмосферу
народных преданий и обогащен деталями быта и этнографии, а княгиня Тамара
предстала как живой и полнокровный образ. Образ Тамары так же важен, как и
образ Демона. Она наделена той полнотой переживания которая исчезла в
современном мире; любовь ее самоотверженна и соединена с искупительным
страданием. Поэтому, погубив Тамару, Демон не только наказан одиночеством, но и
побежден в момент своей мнимой победы, потому что его жертва возвысилась над
ним. Но демон остался существом бунтующим и страдающим; в его монологах звучало
отрицание существующего миропорядка, и его голос стал сливаться с голосом
автора. В1839 году Лермонтов считал замысел «Демона» исчерпанным. В 1840 году в
«Сказке для детей» он вспоминал о «безумном, страстном, детском бреде, мучившем
его много лет, от которого он, наконец, отделался стихами». К 1839 году
относится последняя редакция «Демона», и в том же году Лермонтов пишет новую
поэму — «Мцыри».
Художественный опыт Лермонтова —
лирика, автора поэм, драматурга и прозаика — сконцентрировался в романе «Герой
нашёго времени», который он начал писать в 1839 году на основе кавказских
впечатлений.
|