9 (22) января 1905 года вошло в историю России как "Кровавое воскресенье". Кровь пролилась в Петербурге, где мирное шествие рабочих к Зимнему дворцу было встречено ружейными выстрелами. Шествие возглавлял священник Георгий Гапон.
С февраля 1904 года, с ведома и при поддержке Министерства внутренних дел, Г. Гапон создавал рабочую организацию - "Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга". К началу 1905 года действовало 11 отделов этой легальной организации.
План шествия рабочих к Зимнему дворцу возник в связи с начавшейся 3 января стачкой рабочих-путиловцев. В течение нескольких дней она переросла во всеобщую.
Г. Гапон, популярный среди рабочих и увлекшийся ролью народного вождя, предложил выработать петицию
- коллективное обращение к царю о рабочих нуждах. В петиции говорилось:
"Государь! Мы пришли к тебе искать правды и защиты..." Включены были и
требования, подсказанные социал-демократами и эсерами: созыв Учредительного собрания, амнистия, отмена выкупных платежей, 8-часовой рабочий день и другое.
Несмотря на имевшуюся информацию о мирном характере готовившегося шествия Правительство сочло его политической манифестацией и приняло решение о применении воинской силы против безоружных рабочих. С ситуацией был ознакомлен находившийся в Царском селе император. Приказ стрелять отдал главнокомандующий войсками гвардии и Петербургского военного округа великий князь Владимир Александрович.
Царизм
совершил и преступление, и новую крупнейшую ошибку: 9 января солдаты
стреляли в тысячную массу рабочих, которые несли портреты царя, иконы, хоругви.
По официальным данным было убито 134 человека, ранено несколько сотен.
Весть о расстреле рабочих в Петербурге взбудоражила всю страну.
"Кровавое воскресенье" стало началом революции.
Письмо
священника Г.Гапона министру внутренних дел с петицией петербургских
рабочих царю.
Текст петиции составлялся в гапоновских отделах "Собрания русских
фабрично-заводских рабочих г. Петербурга". Требования созыва
Учредительного собрания, амнистии, отмены выкупных платежей, 8-часового
рабочего дня и др. были подсказаны присутствовавшими на собраниях
социал-демократами и эсерами. Январь 1905 г. Гектографированное издание.
Момент
кровавой расправы не был тогда запечатлен на пленку. Отсутствие
фотографических снимков отчасти восполнили художники - свидетели этого
злодеяния: В.А.Серов, И.Е.Репин, В.Е.Маковский, И.А.Владимиров,
Н.И.Верхотуров. Особое место в этом перечне принадлежит В.А.Серову,
воочию видевшему расправу солдат и полиции с безоружными рабочими. "То,
что пришлось видеть мне из окон Академии художеств 9 января, не забуду
никогда, - писал он позднее И.Е.Репину. - Сдержанная, величественная,
безоружная толпа, идущая навстречу кавалерийским атакам и ружейному
прицелу, - зрелище ужасное”. Сохранились карандашные наброски, сделанные
тогда В.А.Серовым в записной книжке. Под впечатлением увиденного 9
января В.А.Серов создал одно из лучших произведений изобразительного
искусства об этом событии. Картина получила полное гневной иронии
название, взятое из популярной тогда солдатской песни - "Солдатушки,
бравы ребятушки, где же ваша слава?” Момент кровавой расправы не был
тогда запечатлен на пленку. Отсутствие фотографических снимков отчасти
восполнили художники - свидетели этого злодеяния: В.А. Серов, И.Е. Репин, В.Е. Маковский, И.А. Владимиров,
Н.И. Верхотуров. Особое место в этом перечне принадлежит В.А. Серову,
воочию видевшему расправу солдат и полиции с безоружными рабочими. "То,
что пришлось видеть мне из окон Академии художеств
9 января, не забуду никогда, - писал он позднее И.Е. Репину. -
Сдержанная, величественная, безоружная толпа, идущая навстречу
кавалерийским атакам и ружейному прицелу, - зрелище ужасное".
Сохранились карандашные наброски, сделанные тогда В.А.Серовым в записной
книжке. Под впечатлением увиденного 9 января В.А.Серов создал одно из
лучших произведений изобразительного искусства об этом событии. Картина
получила полное гневной иронии название, взятое из популярной тогда
солдатской песни - "Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?"
Свидетелями событий 9 января 1905 г. в Петербурге были некоторые художники-иллюстраторы иностранных журналов.
Их зарисовки издавались в 1905 г. без указания ав