Пятница, 03 Май 2024, 10:37    
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Зея школа №1 10А

                                  МОАУ СОШ № 1 г. Зея  Амурской обл.  наш 11А "Альтаир"   

                                          

                                                                                                                  Девиз Альтаира не сложен -
                                                                                              Если не мы, то кто же?


Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1047
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Блог

Главная » 2010 » Сентябрь » 29 » Николай Островский
08:38
Николай Островский

                                 Годы жизни:
16 (29) сентября 1904 — 22 декабря 1936
Среди писателей, которые, будучи авторами одного-двух произведений, становились всемирно известными, вдохновляя десятки лет своих современников и последующие поколения, судьба советского писателя Николая Алексеевича Островского особенно удивительна. При своей внешней исключительности и необычности эта судьба многое объясняете характере нового советского человека. Становится понятным, почему именно Островскому, несмотря на величайшие трудности, суждено было создать литературного героя, на долгие годы ставшего знаменосцем многих поколений советских людей, выразителем идеалов человека эпохи коммунизма. Еще при жизни писателя, не говоря уже о многочисленных изданиях в Советском Союзе, роман «Как закалялась сталь» был переведен в Англии, Франции, Японии, Чехословакии, Голландии и других странах. «В Нью-Йорке «Как закалялась сталь» печатается в ежедневной газете»,— писал Островский А. А. Караваевой осенью 1936 г. Между тем роман был его первым произведением.

Причина успеха и популярности Н. Островского заключалась не только в талантливости молодого автора и необычности его судьбы. Неразрывная связь с социалистической революцией характеризует Островского— пламенного патриота, большевика, с юных лет посвятившего свою жизнь историческому делу пролетариата. Она сформировала его и как человека, и как художника.

Н. А. Островский родился 29 сентября 1904 г. па Украине. «Сын кухарки. Образование начальное. По первой профессии помощник электромонтера. Работать по найму начал с двенадцати лет».

Пятнадцатилетний Островский вступает в комсомол. Вместе с частями Красной Армии он ушел на фронт и сражался за родину сначала в героической бригаде Григория Котовского, а потом в рядах знаменитой Первой Конной армии С. М. Буденного. Уже став писателем, Н. Островский вспоминал: «И мы, юноши, стремились быть похожими на этих людей, которых уважали, стремились быть преданными всей душой нашим командирам, нашим вождям». Революция и гражданская война закалили и вырастили патриота, до копна своих дней верного идеалам коммунизма.

В 1924 г. Н. Островский вступил в Коммунистическую партию. К этому времени он имел огромный опыт комсомольской работы и непосредственного участия в восстановлении разрушенного войной хозяйства нашей страны. «В 1921 году работал в киевских главных мастерских. В 1922 году участвовал в ударном строительстве по постройке железнодорожной ветки для подвоза дров. В 1923 году был военным комиссаром батальона ВВО «Берездов». Последующие годы вел руководящую комсомольскую работу в районном и окружном масштабе» (2, 214).

Новую страницу своей биографии Н. Островский начинал слепым и недвижимым. «В 1927 году с совершенно разрушенным здоровьем, искалеченный тяжелыми годами борьбы, был отозван в распоряжение ЦК Украины... Было сделано все к тому, чтобы вылечить меня и возвратить на работу, но это до сих пор не удалось».

Мысль о создании книги, посвященной борцам революции, не была для Островского неожиданной. «У меня давно было желание записать события, свидетелем, а иногда и участником которых я был. Но занятый организационной работой в комсомоле, не находил для этого времени, к тому же не решался браться за столь ответственную работу,— вспоминал автор в статье «Моя работа над повестью «Как закалялась сталь».— Болезнь дала мне много свободного времени, которого я раньше совершенно не имел. И я жадно и ненасытно утолял свой голод на художественную книгу».

В это время перед советскими писателями встала задача создания полноценного художественного образа молодого героя новой эпохи. Островский, всю жизнь связанный с комсомолом, особенно остро почувствовал отсутствие в литературе образа такого героя, когда приступил к изучению современной советской литературы. Важно отметить, что с самого начала возникновения замысла книги Островский осознавал свою задачу в широкой историко-литературной перспективе. Желание создать образ молодого революционера было продиктовано не только потребностью запечатлеть героическое время Октября, породившее людей исключительного мужества и благородства, но и известной неудовлетворенностью типичным для предшествующей литературы молодым героем. Замысел романа «Как закалялась сталь» складывался у Островского одновременно и как «ответ» па произведения писателей прошлых эпох. Он не раз подчеркивал, что мировая литература от средних веков до наших дней создала блестящие художественные образы молодых людей, однако, будучи ограниченной классовыми буржуазными идеалами человеческой личности, она и образ молодого героя трактовала в том же духе. «Молодой человек в революционной стране,— писал Островский,— разительно не похож на молодого человека капиталист ческих стран». Образ новой личности, рожденной революцией, должен найти, по глубокому убеждению писателя, свое место в современной литературе. До последнего дня Островский пропагандировал эту тему, в сущности, посвятив молодежи не только «Как закалялась сталь», но и роман «Рожденные бурей».

Всей своей жизнью, революционной страстностью, высотой нравственных идеалов и поступков Островский утверждал яркий новаторский образ молодого человека советской эпохи. Однако этим не ограничивается значение творческого подвига писателя. Опираясь на опыт своих предшественников, и прежде всего Д. Фурманова и А. Фадеева, Островский прокладывал в советской литературе новые пути изображения революционной действительности.

Незаурядность художественной натуры Островского сказывалась во всем — ив смелом выборе темы произведения, и в поисках ее художественной формы, и, наконец, в самом решении специфической для советской литературы проблемы автобиографического жанра. Создавая роман «Как закалялась сталь» (1932—1934), Островский не только опирался на личные впечатления, обобщая их в художественном произведении, но и сделал историю своей жизни основой художественного сюжета.

Классическая традиция автобиографического жанра, в частности горьковской трилогии, нашла талантливое развитие в творчестве Н. Островского. Молодой писатель удачно выбрал жанровую форму. Сохраняя структуру жизнеописания, автор создал не автобиографическую повесть, а книгу в форме романа, в котором имена главных героев заменены вымышленными, и в то же время повествование ведется от лица автора, а не от лица автобиографического персонажа.

Островский не без колебаний сделал этот выбор. Подобно Фурманову, он напряженно искал принципы художественного изображения в произведении с документальной основой. Так, работая над первой частью «Как закалялась сталь», автор постоянно (в письмах к друзьям) называет роман уклончиво «книгой», «работой», «рукописью». Еще в июле 1931 г. он сообщал Н. Н. Новикову: «Как закалялась сталь» — это только факты. Все факты. Хочу показать рабочую молодежь в борьбе и стройке» (3, 90). В мае 1932 г. он писал: «В начале романа (я настаиваю на повести) редакция без моего ведома поместила [мое] письмо в редакцию». В этом письме говорилось: «Я работал исключительно с желанием дать нашей молодежи воспоминания, написанные в форме книги, которую я даже не называю ни повестью, ни романом, а просто «Как закалялась сталь».

Статья, озаглавленная «Моя работа над повестью «Как закалялась сталь», опубликованная в 1938 г., проливает свет на художественные поиски Островского. Значительно позднее он писал комсомольцам: «Свою повесть «Как закалялась сталь» я не выдумывал. Она написана о живых людях. Повесть — это крошечный кусочек жизни, нашей грандиозной действительности, такой величественной и прекрасной». Но после опубликования первой части Островский называл «Как закалялась сталь» романом, между тем, как «Рожденные бурей» именовал романом уже в процессе работы над книгой, когда название ее не было еще придумано. Впоследствии Островскому приходилось даже отстаивать жанровую определенность своей книги от нападок некоторых незадачливых критиков, пытавшихся свести роман к автобиографическому документу, а образ главного героя — к истории жизни его создателя. Писатель справедливо усматривал в этом недооценку произведения в целом. Островский счел необходимым специально заявить: «В печати нередко появляются статьи, рассматривающие мой роман «Как закалялась сталь» как документ — автобиографический документ, то есть историю жизни Николая Островского. Это, конечно, не совсем верно. Роман — это в первую очередь художественное произведение, и в нем я использовал также и свое право на вымысел. В основу романа положено немало фактического материала. Но назвать эту вещь документом нельзя. Будь это документ, он носил бы другую форму. Это роман, а не биография, скажем, комсомольца Островского».

В признаниях писателя о том, что «Корчагин списан с натуры», и в его протесте против отождествления автора романа с главным его героем нет противоречия. Сравнение поздних высказываний с более ранними, когда автор прежде всего был озабочен «фактической стороной» написанного, подтверждает лишь трудности поисков принципа художественной типизации автобиографического материала. Эти трудности вставали и перед другими советскими писателями (Фурмановым, Макаренко и др.)- Островский шел своим путем.

«Собираюсь писать историко-лирическо-героическую повесть»,— сообщал Островский еще в 1927 г. Именно эта направленность поисков помогла ему определить индивидуальную форму типизации жизненного материала. Задумав написать книгу о поколении Корчагиных, Островский не сразу пришел к мысли сделать Павла Корчагина центральным героем. Видимо, этому мешало и то, что его прототипом был сам автор. «Мною было задумано написать историю группы детей рабочих от их детского возраста до партийного»,— писал он в 1933 г., когда вторая часть романа еще не была опубликована. Однако и в первой части в центре внимания был образ Павки Корчагина. В дальнейшем основная правка романа связана прежде всего с центральным героем. Особенно озабочен был автор тем, чтобы «безупречный», по его словам, образ молодого революционера нашей эпохи был жизненно правдивым и убедительным.

Поиски увенчались успехом: особенностью художественной типизации в романе «Как закалялась сталь» явилось выделение крупным планом одного героя, поэтизация в образе рядового революции героической личности. Павел Корчагин, простой рабочий паренек, боец Первой Конной армии, стал выразителем новых идеалов, достойным поэтизации.
Пройдя первоначальную школу мужества у большевика Жухрая, Корчагин воспитывался и духовно рос в рядах героической армии Буденного. Именно в гражданской войне, в борьбе за Советскую родину возникло то чувство, которое впоследствии стало для него решающим: «Павел потерял ощущение отдельной личности. Все эти дни были напоены жаркими схватками. Он, Корчагин, растаял в массе и, как каждый из бойцов, как бы забыл слово «я», осталось лишь «мы»: наш полк, наш эскадрон, наша бригада».

Художественное изображение истории борьбы Первой Конной не было открытием Н. Островского. Еще в 20-е годы вышла книга И. Бабеля «Конармия». Однако, полемизируя с ложноромантической традицией, Бабель нарочито снижал героический пафос бытовыми ситуациями. Поэтическая концепция книги, выраженная в таких новеллах, как «Соль», в других новеллах была слишком приглушена натурализмом, подробным описанием гибели воинов, повышенным вниманием к таким персонажам, как Сашка Христос, Прищепа, Курдюков, Афонька Бида. Островский не побоялся возможных упреков в поэтизации прежде всего героического и оказался победителем.

В 1927 тяжелая болезнь приковала Островского к постели, через год он потерял зрение. Слепой, неподвижный, испытывающий страшные боли, он создает книгу "Как закалялась сталь" (1932 - 34), имевшую большой успех. Он встречался и переписывался с читателями, выступал по радио, опубликовал ряд статей.
В 1934 - 36 Островский работал над новым романом - "Рожденные бурей", первая книга которого вышла в свет в день похорон писателя. Смерть наступила 22 декабря 1936 в Москве.

Просмотров: 1705 | Добавил: Elena | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Сентябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Поиск
ФОТО
Группа "Гости" не имеет право просмотра модуля
...
Лето без границ
Акция WWF
WWF Russia.




Copyright MyCorp © 2024














Verification: 518e370c2179fa9d